Введение
Настоящая Программа определяет комплекс системных мероприятий по развитию инфраструктуры физической культуры, спорта и спортивно-оздоровительного туризма в Республике Бурятия, способствующих созданию благоприятных условий для развития физической культуры, спорта и спортивно-оздоровительного туризма, строительство спортивных площадок по месту жительства для организации физкультурно-оздоровительной работы.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимость ее решения
программными методами
Современный подход к развитию физической культуры и спорта предусматривает увеличение количества населения, занимающегося физической культурой и спортом, укрепление материально-технической базы, строительство современных спортивных объектов.
В Республике Бурятия культивируется более 50 видов спорта на базе училища олимпийского резерва, Школы высшего спортивного мастерства и 50 детских спортивных школ. В Республике Бурятия имеется 17 стадионов, 448 спортивных залов, 10 плавательных бассейнов, 21 лыжная база, 863 плоскостных сооружения (площадки - 599, поля - 248, спортивные ядра - 16), 37 тиров.
В 2007 году физической культурой и спортом в республике занималось более 108 тысяч человек, что составляет 10,6 % от всего населения, тогда как в 2002 году этот показатель составлял 8,7 %. В Российской Федерации в 2006 году доля населения, занимающегося физической культурой и спортом, составляла 13,0 %, а в Сибирском Федеральном округе –11,8%.
Одной из составных частей социального имиджа Республики Бурятия являются выступления спортсменов Республики Бурятия на всероссийских и международных спортивных соревнованиях. Спортсменами Республики Бурятия только за 2007 год завоевано на чемпионатах и первенствах России, Европы и мира 133 золотых, 117 серебряных, 130 бронзовых медалей. В настоящее время около 50 спортсменов Республики Бурятия различных возрастных групп привлекаются в состав сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта.
Вместе с тем, нужно отметить, что в Республике Бурятия не осуществлялись инвестиции в строительство объектов физической культуры и спорта. Это привело к износу основных фондов сферы физической культуры и спорта, который по различным объектам составляет от 60 до 85 %. В Республике Бурятия нет стадиона соответствующего современным требованиям, бассейна, лукодрома, дворца спорта, крытого катка, трамплина. Уровень обеспеченности спортивными сооружениями в Республике Бурятия составляет 33,8 %, а спортивным оборудованием и инвентарем - менее 25 %.
Анализ развития физической культуры и спорта в Республике Бурятия, в том числе спорта высших достижений, показывает, что его будущее зависит, прежде всего, от социально-экономических и политических условий, отношения к нему органов государственной власти Республики Бурятия и органов местного самоуправления. Реформы, проходящие в стране, существенно изменили организационную структуру и управление физической культурой и спортом, но вместе с тем на сегодняшний день роль государства в этой сфере исключительно высока.
Занятия физкультурой и спортом сегодня являются альтернативой большинству социальных проблем. Особенно это касается детей и молодежи.
По данным некоторых профильных министерств, в наше время только 30 % детей считаются физически здоровыми. Лишь один из десяти молодых людей, которые призываются в армию, готов с первого дня выполнять свои воинские обязанности. Сегодня наркомания, алкоголизм, детская и юношеская преступность достигли катастрофического уровня.
Показатель физической подготовленности современных школьников достигает лишь 60 процентов от результатов их сверстников 1960-70-х годов. Наблюдается увеличение числа людей, употребляющих наркотические и психотропные вещества, серьезной проблемой продолжает оставаться высокая распространенность среди детей и подростков токсикомании и алкоголизма.
Научные и статистические исследования подтверждают, что по сравнению с лицами, не занимающимися спортом, люди, активно и регулярно занимающиеся спортом, в 1,5 раза меньше страдают от утомляемости, в 2 раза реже болеют заболеваниями органов пищеварения, в 2,5 раза реже - гипертонической болезнью, в 3,5 раза реже - хроническим тонзиллитом, в 2 раза реже - гриппом. Как результат, лица, активно занимающиеся спортом, в 2,3 раза реже пропускают работу по состоянию здоровья. Колоссальный экономический и социальный эффект от реализации целевой программы бесспорен.
Позитивные изменения в сложившейся ситуации возможны при условии реализации Программы.
2. Основные цели и задачи
Целью Программы является развитие материально-технической базы сферы, (увеличение к 2011 году уровня обеспеченности спортивными сооружениями до 37% от социальных нормативов), увеличение количества регулярно занимающихся физической культурой, спортом и спортивно-оздоровительным туризмом.
Для поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- строительство объектов физической культуры, спорта и спортивно-оздоровительного туризма в Республике Бурятия;
- строительство спортивных площадок по месту жительства.
3. Сроки реализации Программы
Срок реализации Программы 2008-2010 годы.
4. Перечень программных мероприятий
Выполнение программы осуществляется посредством реализации программных мероприятий, предусматривающей последовательный ввод в эксплуатацию 8 спортивных центров с универсальным залом (бассейном), физкультурно-спортивного комплекса, центрального стадиона на 10000 зрителей, горнолыжной базы, оборудование 295 спортивных площадок по месту жительства, увеличение пропускной способности всех спортивных сооружений Республики Бурятия, расширение спектра и повышение качества предоставляемых населению услуг, повышение популярности здорового образа жизни, увеличение количества систематически занимающихся физической культурой и спортом, привлечение дополнительных финансов (приложения №№ 2, 3).
5. Ресурсное обеспечение Программы и направления расходов
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета, федерального и местного бюджетов и привлеченных источников.
(млн. руб.)
Финансирование
программы |
Всего
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Всего,
в том числе: |
4683,4 |
1920,1 |
1641,5 |
1121,8 |
федеральный бюджет |
1707,5 |
797,5 |
575,0 |
335,0 |
республиканский бюджет |
787,4 |
201,5 |
300,0 |
285,9 |
местный бюджет* |
248,5 |
121,1 |
66,5 |
60,9 |
Привлеченные средства** |
1940,0 |
800,0 |
700,0 |
440,0 |
* - справочно
** - справочно
Объемы финансирования, предусмотренные Программой, носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта республиканского бюджета на соответствующий год и плановый период исходя из возможностей федерального, республиканского и местного бюджетов.
Направление расходов - строительство объектов физической культуры, спорта и спортивно-оздоровительного туризма в Республике Бурятия в 2008-2010 годах.
6. Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы
Основные целевые индикаторы и показатели Программы, по которым будет оцениваться эффективность ее реализации, приведены в приложении № 1.
Основной экономический эффект от реализации Программы выразится в увеличении обеспеченности спортивными сооружениями в Республике Бурятия до 37% и, следовательно, увеличении числа граждан, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, до 15% от общего числа жителей Республики Бурятия.
7. Управление и механизм реализации Программы, порядок осуществления контроля за ходом ее реализации
Государственный заказчик обеспечивает взаимодействие всех исполнителей Программы в ходе ее реализации.
Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации Программы государственный заказчик Программы ежегодно согласовывает с Министерством
экономики Республики Бурятия и Министерством финансов Республики Бурятия уточненные показатели эффективности Программы на соответствующий год и ежегодно отчитывается о ходе их выполнения..
Органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия участвуют в реализации Программы на основании заключаемых соглашений.
Исполнительный орган государственной власти Республики Бурятия, уполномоченный Правительством Республики Бурятия осуществляет контроль за ходом реализации Программы, обеспечивает координацию деятельности по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств республиканского бюджета, разрабатывает и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку и соответствующую методику на ассигнования из республиканского бюджета для софинансирования мероприятий Программы на очередной финансовый год. Кроме того, контроль за ходом реализации Программы может осуществляться путем проведения комплексных проверок с участием представителей государственного заказчика. При этом обращается внимание на выполнение сроков реализации программных мероприятий, на целевое и эффективное использование средств, на привлечение средств внебюджетных источников финансирования и бюджетов муниципальных образований в Республике Бурятия и на достижение результатов реализации Программы
8. Порядок предоставления отчетности об исполнении Программы
Ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным, Исполнительный орган государственной власти Республики Бурятия, уполномоченный Правительством Республики Бурятия направляет в Координационный совет при Правительстве Республики Бурятия по совершенствованию программно-целевого метода управления (далее – Совет) доклад о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств. Совет на основе полученных материалов до 1 апреля года, следующего за отчетным, производит анализ выполнения Программы и готовит обобщенный доклад о реализации Программы с заслушиванием на заседании Правительства Республики Бурятия.
Рководитель
Республиканского агентства
по физической культуре и спорту В. М. Бумбошкин
|